Елена Оганесян: “Я себя воспринимаю как дитя Союза армян Украины”

0
359

Представляем Вам интервью с главой Армянского общества культурных связей “AOKS-Украина” Еленой Михайловной Оганесян

 Добрый день, Елена Михайловна! Когда я знакомился с Вашей биографией, я обратил внимание на то, что даже Ваша научная деятельность всегда была сопряжена с Украиной, украинской культурой и Параджановым. Чем это обусловлено?

Нужно сказать, что я дочь военнослужащего и до моего поступления в ВУЗ наша семья очень часто переезжала: мы жили в Ленинграде, в Арнштадте и Йене – в Германии, в Венгрии, в Сваляве, Стрыю и Киеве – в Украине… И вот, когда я приехала в Ереван из Йены, поступила на филфак ЕрГУ, уже тогда меня в моем окружении воспринимали, как украинку или немку. Поэтому вся моя научная деятельность студенческих лет, будь то курсовая, доклад на конференции или лекция по линии Общества «Знание», не важно по каким предметам, так иначе сопрягалась с темами, связанными с культурой Германии, Венгрии и Украины. Когда дело дошло уже до дипломной работы, совершенно логично, что мне выпала (составитель тем знал, кто ее выберет, а выбирала я из последних: не люблю толкаться в очередях… и «выбиратели» тоже знали: кого эта тема заинтересует) тема  “Горький и Коцюбинский”. Думаю, надо рассказать, что в свое время мне посчастливилось побывать на трех!!! закрытых показах фильма “Тени забытых предков” Параджанова. В киноклубе КГБ фильмы «с полки» показывали ограниченному контингенту. И только «Тени» показали трижды. И, ценой неимоверных усилий, я удосужилась угодить на все три показа (последний – прямо из окошечка киномеханика). А, поскольку “Тени забытых предков” это экранизация Коцюбинского, я попросила разрешения у своего научного руководителя в дипломной работе хоть по касательной упомянуть и Параджанова. На тот момент это была крамола. Но мне позволили ее! Мери Петросян, как руководитель работы, а Маро Айвазян – как оппонент, поучаствовали в этом жесте.  Так, в 1977 году в ЕрГУ впервые защищалась дипломная работа на украинском языке. После учебы волею судеб (как отличница) меня направили на работу в Госплан Армянской ССР, поработала и ученым секретарем спецсовета, позже зав. аспирантурой ну и так далее.

Я хотел задать вопрос про Параджанова чуть позже, но раз уж Вы заговорили о нем и, учитывая, что он занимает большой пласт вашей деятельности, то расскажите, чем это обусловлено?

В 88-ом году я ДОПОЗДНА работала в кабинете над годовым сводным  отчетом, была зима. Сижу-пишу, заходит зампред Госплана и спрашивает, почему я плачу (вся страница в растекшихся слезах), а я отвечаю, что это последний день выставки Параджанова в Ереване, и я не успеваю на нее пойти, так как много работы. Он меня буквально силой выпроводил, сказав, что поможет решить вопрос с оставшейся частью работы, сам отвез меня на машине в музей народного творчества на Планиглухе, и так я успела попасть на уже закрывшуюся выставку. По лестнице на второй этаж я неслась стремглав, смотрю, передо мной стоит кресло и в нем сидит Параджанов, усталый такой и… величественный! Я подхожу и говорю: “Сергей Иосифович, я давно знакома с вашим творчеством, я Ваша поклонница, Вы для меня открыли новый мир, я совершенно другую жизнь живу, я Вам очень благодарна”. А позже Параджановское мировидение постоянно врывалось в мою жизнь в   разные ее периоды. Теперь уже двадцать лет дружу со Светланой Щербатюк, бывшей его женой и сыном Суреном.

В чем особенность Параджанова как режиссера? Как Вы это сформулируете?

Параджанов в Украине снял девять фильмов, девять! Во всех его фильмах звучит “Отче наш”… Это во времена, когда религия была под запретом…(прим. ред. в СССР исповедали атеизм).  Это же не протест был, а призыв, призыв одуматься! Во всех фильмах видна его своеобразная религиозность. За каждый из своих фильмов он мог получить срок! Еще одной важной частью – многонациональность. Вот смотрите, “Андриеш” молдавский фильм, “Тени забытых предков” украинско-гуцульский фильм, “Легенда о сурамской крепости” грузинский фильм, “Ашик Кериб” мусульманский фильм, “Цвет граната” армянский фильм, и вот Параджанов это человек, который в равной степени проник в архетипы пяти народов и в этом его величие и неповторность. Он говорил: “Отпустите меня в голом виде в Иран, и я стану основоположником персидского кино”. Если мы говорим о Феллини, Тарковском, Гуэрра, то это люди, у которых был свой киноязык, и он (Параджанов) создал, поэтическое кино – это его киноязык, ни кем не повторимый, хотя непререкаемо авторитетный и импозантный.

Проект “Моя Батьківщина – очима дітей етносів України” –  как он был создан?

В 2005 году я предложила САУ, тогда председателем еще был Айк Памбухчян,  проводить совместно с Министерством образования и науки Всеукраинские конкурсы: “Мы имеем хорошую возможность – во всех школах Украины будет объявлен конкурс на какую-то про-армянскую тему и армянские дети, увидев эту тему, напишут сочинения, научные рефераты, поэтические эссе и мы узнаем талантливых армянских детей, а украинские дети смогут познакомиться с Арменией”. Так зародилась идея создания этого проекта. В течение 2006-2007 года объявляется “Всеукраїнський дитячий конкурс з історії і культури Вірменії та вірмен, які проживають в Україні” по всей Украине дети пишут сочинения, присылают нам. И все это на государственном уровне! Нам прислали 4000 сочинений. Дальше Србазан Григорис Буниатян, оценив масштаб и качество проделанной нами работы, предложил разместить сочинения победителей в газете “Армянский вестник” в рубрике «Религия». Далее мы расширили тему конкурса и стали говорить о разных этносах в Украине. В итоге это все сформировалось и все работы победителей собрались в альманахи. Каждый год был собран в отдельный альманах с работами фотографиями и прочими информативными материалами (Программы научно-практических конференций, афиши выставок работ участников Проекта, приветственными письмами от глав Правительства, народных депутатов, ведущих представителей творческой и интеллектуальной элиты страны. За все эти годы конкурсы были посвящены различным темам и личностям, в том числе и Параджанову, и художнику Михаилу Бароянцу, и спелеологу-поэту-композитору Александру Авагяну, Византийской царице Анне и все эти 11 Всеукраинских конкурсов проекта удалось воплотить в жизнь, благодаря постоянной поддержке Союза армян.

Поскольку мы затронули имя Александра Авагяна, я бы попросил вас рассказать о фестивале “Чумацький шлях” в Меджибоже.

Саша Авагян! Это автор первой украинской рок-оперы. Импосибле! Такого не было! Чтобы взять ритмы рОковые и на них наложить украинскую этно-музыку! Собиралось столько народу его послушать, что концерты сопровождались конной милицией. Для тех лет это вообще “Երևույթ”!

Это великий поэт, композитор, музыкант. Нина Матвиенко пела в группе «Березень» у Саши Авагяна, и сейчас можно найти в интернете его песню «Лыбидь» в ее исполнении. Но самое важное в Саше Авагяне, это то, что он археолог. Он основоположник украинской архио-спелеологии. Такого масштаба армян в Украине немало. Потому не возобновить фестиваль памяти Авагяна было бы преступлением. Фестиваль назывался “Чумацький шлях”, он проводился 2-3 года сразу после ухода Саши.

А Вы возродили, получается?

Да! В этом году уже будет 30 лет как Саша не с нами. И вот основной девиз фестиваля “Єднаймо мости поколінь”. Творческая молодежь украинская, которая родилась намного позже, чем он ушел из мира, присылает нам свои работы, отбирается 50 человек, САУ выделяет мне автобус, и я их везу в Меджибож, чтобы там во время конкурсной программы отобрать 18 победителей. А вот вечером, когда уже солнце не изнуряет, нужно не забывать, что это 26 июля, со всех углов начинают возникать эти 70-75-летние профи, друзья и ученики Саши, они с ним жизнь прожили. И вот они начинают выходить, чтобы молодежи показать, как надо жить в музыке, и что такое высокие образцы высокого музыкального творчества. Обратно весь автобус едет уже в совершенно другом настроении, ребята становятся единомышленниками,  взаимоотношения у людей складываются на долгие годы.

В ноябре 2017 года в Ереване прошла конференция на тему 1030-летия Крещения Руси. Расскажите подробней об этом.

Этой, уже второй, конференцией мы показали, что нам есть о чем рассказать в Армении об армянской культуре в Украине. Но самое главное, в первую очередь мы создали условия для культурного и научного обмена – мы ведь Армянское общество культурных связей.

Что вы скажете об армянской диаспоре в целом и в частности о деятельности САУ?

Первое заседание Союза армян Украины состоялось  в 2001 году, и я там была. Там был Генрих Оганесович Алтунян, Србазан Григорис Буниатян был, и мы выбирали председателя. Крики, шум, гам! Я громче всех кричу – Роман Балаян. А он в это время что-то снимал в Ялте. Мы ему 100 раз звоним и, в конечном счете, он соглашается стать первым председателям Союза армян Украины. Так что я была свидетелем первых шагов организации.

Знаете, я ведь Союз армян Украины воспринимаю как свое дитя и себя воспринимаю как дитя Союза армян Украины. Вот, отношение трепетное, любовное, очень нежное, защищающее и молящееся.

А как оцените сейчас работу САУ?

У меня на памяти 5 председателя САУ, то есть все. Роман Гургенович Балаян, Ашот Аванесян, потом Нвер Мхитарян, потом Айк Памбухчян, ну а сейчас Вилен Шатворян. Стоит сказать, что, во-первых, у Шатворяна самый длительный период руководства Союзом армян Украины, во-вторых на стадии зарождения перед организацией стояли одни задачи, возможности и планы, сейчас стоят другие. Так вот, что я могу сказать о том, что делает Вилен Шатворян. Я скажу так, это самопожертвенное дитя армянского народа, который честно и корректно служит и армянской цивилизации, и армянской идее, и армянству Украины, и Украине. Это личность!

Какой вектор развития должен занять САУ? Куда стремиться?

Нужно пропагандировать армянскую культуру, армянскую науку. В каждом времени есть свои герои. Мы не имеем права не удержать эту высокую планку и в наше время, а вы не имеете права не дать ее завтра. Когда мы уезжали из Армении, мой отец мне сказал: “Каждый армянин, находящийся вне Армении – это дипломат. Он ничего не может себе позволить кроме подвига, созидания, красоты”. И получается, что Союз армян Украины – это детище двух культур. Мы равноправные наследники двух культур! Дети, которые родились здесь в Украине, у них ведь две родины. Ну и ответственность, конечно же, двукратная. Поэтому мы обязаны развивать и популяризировать армянскую культуру. А популяризируя ее, мы тем самым всему человеческому сообществу демонстрируем лучшие  черты Украины – страны, которую мы любим, и в которой созданы все условия для процветания культуры и образования всех этносов, ее населяющих!